Главная » Мнения » Выступление начальника департамента закупок МТР ОАО "ТНК-BP Менеджмент" Алексея Кады

Выступление начальника департамента закупок МТР ОАО "ТНК-BP Менеджмент" Алексея Кады

29.03.2011

Када Алексей Валерьевич ТНК-BP МенеджментКада Алексей Валерьевич
Начальник департамента закупок МТР ОАО "ТНК-BP Менеджмент"

15 марта, 2011 г., отель "Рэдиссон Славянская"
Конференция "Снабжение в нефтегазовом комплексе", НЕФТЕГАЗСНАБ-2011

 

В ближайшее время ОАО "ТНК-BP" планирует 12-процентный среднегодовой рост капиталовложения за 2011-2013 годы. Это новое направление крупных проектов – Ямал с общими капзатратами на сумму свыше 8 миллиардов, увеличение производства газа, "Роспан", модернизация нефтеперерабатывающих мощностей, развитие розничной сети. Растет потребность в бурении, сложном технологическом оборудовании, технологическом оборудовании для нефтеперерабатывающих заводов, для АЗС, услуг в капитальном строительстве. Такой рост требует иного уровня взаимодействия с Поставщиками, Подрядчиками. Мы долго к этому стремимся. Устанавливаем долгосрочные взаимовыгодные партнерские отношения.

Заключаем долгосрочные договоры, которые покрывают 50 % наших потребностей. Занимаемся развитием Поставщиков и Подрядчиков. Создаем прозрачную и открытую деловую среду для контрагентов. 50 % закупок производится по долгосрочным договорам. В 2005 году мы заключили первый крупнейший договор с "Трубной металлургической компанией", он пролонгирован до 2012 года.

Мы прикладываем значительные усилия для развития наших Поставщиков, их потенциала. Стимулируем повышать качество продукции. Проводим технические аудиты, разрабатываем планы корректирующие мероприятия, чтобы Поставщики и Подрядчики устраняли выявленные недостатки. Проводим совместную работу по разработке и мониторингу ключевых показателей эффективности, в том числе технологической. Есть бонусы за эффективность.

Со второй половины 2010 года мы создаем прозрачную и открытую деловую среду. В сентябре провели первый в России Слет контрагентов, присутствовало 300 Поставщиков. Высшее руководство компании довело до делового сообщества основные принципы, подходы, ожидания приватной работы.

В конце 2010 года мы создали Советы для работы с контрагентами. Были созданы региональные Конфликтные комиссии для рассмотрения жалоб контрагентов. Они создавались как площадка для прямого диалога компаний с Поставщиками и Подрядчиками, доведения нашей философии контрактования, чтобы иметь возможность коллегиально обсудить подходы и получить отзывы от Поставщиков и Подрядчиков, улучшить взаимодействие и эффективность Компании. А также для разработки правил взаимодействия на рынках материалов и услуг, повышения прозрачности и предотвращения конфликтов с рынком при переквалификации и выборе контрагентов.

Есть корпоративный Совет в Москве и шесть региональных Советов. Поставщик и Подрядчик относятся к региональному Совету по месту нахождения дочернего предприятия. Советы формируются по принципу паритетности.

Корпоративный Совет осуществляет общее управление региональными Советами, обзор их деятельности, работает с глобальными поставщиками и подрядчиками, разрабатывает общую философию взаимодействия с рынком. Заседания проводятся два раза в год. Региональные Советы проводятся ежеквартально. Первые заседания пройдут 31 марта.

Основной принцип: Советы не вмешиваются в хозяйственную деятельность дочерних обществ. Они не рассматривают ценообразование, условия сделок, выбор ассортимента, специфику услуг. Они совершенствуют взаимодействие.

При каждом региональном Совете создается Конфликтная комиссия. Она рассматривает жалобы поставщиков и подрядчиков и выносит решения. Три основные компетенции комиссии – жалобы по предквалификации, дисквалификации и выбора контрагента. Решения носят рекомендательный характер. Комиссии не рассматривают жалобы в отношении уже действующих договоров. Комиссии подотчетны региональным Советам. Их составы независимы от бизнеса, туда не входят представители закупочных подразделений.

Есть шаблон жалобы в Конфликтную комиссию, он размещен на сайте. Заявления принимаются на основании шаблона. На заседания комиссии могут быть приглашены представители бизнеса и Поставщика. По итогам составляется протокол, в котором указывается позиция Поставщика и принятые рекомендации. Поставщиков о решении мы информируем через интернет-портал, вся информация есть на сайте.

Заседания проводятся ежемесячно. Советы и комиссии начали работу в начале 2011 года.

Как рассматривается жалоба? Заполняется форма и направляется в Конфликтную комиссию. Жалоба должна соответствовать форме, входить в компетенцию комиссии и не являться анонимной. Если комиссия принимает решение удовлетворить жалобу, она выдает рекомендации внутреннему подразделению, осуществляет мониторинг выполнения рекомендации и доводит до высшего руководства информацию об их неисполнении. Поставщик уведомляется о решении комиссии.

На 1 марта было проведено пять заседаний. Рассмотрено 13 жалоб, из них 3 по поводу предквалификации, 10 – по поводу выбора контрагента. Вынесено 4 решения в пользу Поставщиков.

- Каковы причины создания Конфликтных комиссий?

Компания стремится выстраивать прозрачные отношения. До этого действовали анонимные линии службы безопасности. Комиссии – инструмент создания открытого прямого диалога с сообществом Поставщиков и Подрядчиков.

- Нет опасений, что в комиссии будут обращаться все?

Нет. Компания осуществляет прозрачную политику на рынке Поставщиков и Подрядчиков.

- Мы поставили две компрессорные установки. В процессе производства оказалось, что у вас изменились данные по составу газа. Установки не соответствуют вашим требованиям. К кому можно обратиться? Договор был не напрямую с ТНК, а через российскую компанию.

Эти отношения уже были зафиксированы договором. Они не входят в компетенцию Конфликтных комиссий и региональных Советов. Если был подписан договор, у каждой стороны есть права и обязанности. Действуйте в рамках договора, в том числе, в виде судебной защиты ваших интересов.

- Каким образом вы отбираете Поставщиков для долгосрочных договоров?

Отбор идет на основе тендеров.

- На сайте нет перечня критериев выбора Поставщиков. В отдельных случаях критерии смешиваются с требованиями. Каким образом Поставщики заблаговременно могут узнать критерии выбора, чтобы сделать максимально качественное предложение?

Если тендерная процедура открытая, критерии квалификации публикуются с документами на тендер. Если процедура закрытая, идет предквалификация, и до Поставщиков доводятся критерии предквалификации и параметры оценки соответствия.

- Кто принимает жалобы на несоответствие сроков конца приема предложений по тендеру на сайте и в файле? Какими сроками руководствоваться Поставщику?

Жалобы принимает Конфликтная комиссия. Ее компетенция – рассматривать жалобы в отношении тендерных процедур.


Выскажите мнение на нефтегазовом форуме oilforum.ru







Нефть и газ: инвестиции, поставщики, рейтинги