Главная » Мнения » Эксперты комментируют заявление АК “Транснефть” о поставках задвижек для нефтепроводов

Эксперты комментируют заявление АК “Транснефть” о поставках задвижек для нефтепроводов

27.04.2011

ТранснефтьПресс-релиз по поставке запорной арматуры производства ЗАО "DKG-EAST" (Венгрия)

Рядом подрядных организаций ОАО "АК "Транснефть" при реализации инвестиционных проектов строительства ВСТО-II и Пурпе – Самотлор, а также программ ТПиР и КР были заключены договора на поставку венгерских шиберных задвижек производства ЗАО "DKG-EAST". Планируемый объем поставок по заключенным контрактам - 389 изделий диаметром от 300 мм до 1200 мм на сумму около 2 млрд. руб.

По состоянию на апрель 2011 года на объекты компании поставлено 195 задвижек, при этом со срывом сроков поступило более ста задвижек.

При проведении испытаний шиберной задвижки DN 1200 PN 8,0 МПа в г.С.-Петербург были выявлены механические повреждения и многочисленные отслоения никелевого покрытия главного запорного элемента задвижки - шибера. При проведении выборочного контроля задвижек производства ЗАО "DKG-EAST", поставленных на объекты строительства ТС ВСТО-II было обнаружено несоответствие микротвердости никелевого покрытия шиберов задвижек.

Так при требовании ОТТ-23.060.30-КТН-246-08 "Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов и нефтеперекачивающих станций ОАО "АК "Транснефть" и технических условий завода-изготовителя покрытие шибера должно иметь величину микротвердости 1000-1200 HV (микротвердость по Викерсу), значение микротвердости на проконтролированных шиберах итальянского производства составило не более 698 HV.

При этом в сертификатах завода-изготовителя указано фактическое значение микротвердости покрытия данных шиберов 1000-1200 HV, т.е. в адрес ОАО "АК "Транснефть" были поставлены бракованные задвижки с заведомо ложными сертификатами. Проведенное повторное комиссионное обследование данных шиберов в ОАО "ЦТД "Диаскан" с участием специалистов компании "Транснефть", ЗАО "DKG-EAST" и TUV Reihland InterCert в качестве сторонних наблюдателей, подтвердило несоответствие параметров задвижек производства ЗАО "DKG-EAST" нормативным требованиям.

Объем выявленных бракованных изделий из числа подвергнутых выборочной проверке составляет более 60 %.

Данные обстоятельства потребовали приостановку монтажа задвижек на объектах строительства и демонтаж с заменой уже установленных. На сегодняшний день компанией "Транснефть" выставлены претензии в адрес поставщиков данной запорной арматуры на сумму свыше 360 млн. рублей. Возможный срыв запланированных сроков ввода в эксплуатацию объектов трубопроводов Пурпе-Самотлор и ВСТО-II на срок от полугода до года из-за необходимости замены запорной арматуры вызовет дополнительные иски в адрес венгерских производителей и их итальянских коллег.

Пресс-служба ОАО "АК "Транснефть"

 

И.о. Генерального директор ЗАО "НПФ "ЦКБА" Андрей Черногоров

- Вы можете прокомментировать ситуацию с переносом сроков ввода ВСТО как эксперты арматуростроения? Чем это вызвано?
Венгерский завод "DKG-EAST" ,являющийся крупнейшим производителем арматуры поставил бракованные шиберные задвижки.

- Как такое могло произойти? Завод должен был быть аккредитованным в системе поставщиков.
Все поставщики входят в реестр ОАО "Транснефть". Обычный брак.

- Ряд экспертов считает, что ошибка была стратегическая и применение шиберных задвижек в проекте не оправдано.
Шиберные задвижки необходимы для функционирования трубопровода. Они как кран для водопровода.

- Но ведь существует другая технология?
Какая технология? Применение шиберных задвижек наиболее простое и обоснованное решение.

- Почему? ВСТО – настолько уникальный проект?
Производство оборудования для трубопроводов диаметром 1000 мм и выше на порядок сложнее, чем производство аналогичного оборудования для диаметров 500-600 мм.

- Когда обнаружилась проблема? После монтажа?Проблемы обнаружились при входном контроле. На значительном количестве задвижек твердость покрытия шиберов и химический состав катушек(переходных элементов между задвижкой и трубопроводом) не соответствовали техническим требованиям.

- То есть, это банальный брак на производстве?
- Да.

 

Генеральный директор ООО "РОСТРАНСМАШ Трейд" Александр Шушарин

- Александр Павлович, Вы можете прокомментировать ситуацию с поставкой бракованных изделий, которые приостанавливают строительство второго трубопровода Восточная Сибирь – Тихий Океан?
Венгерский завод ДКГ-ИСТ полон решимости в кратчайшие сроки совместно с АК "Транснефть" найти приемлемое решение и исправить ситуацию.

 

Комментарий источника, пожелавшего остаться неизвестным

- Каково ваше мнение по поводу отсрочки ввода ВСТО-2? Компания "Транснефть" выпустила пресс-релиз, в котором вина возлагается на венгерских производителей арматуры.
Компании перекладывают вину друг на друга. Сначала на MSA за шиберные задвижки, которые они должны были поставить в прошлом году, теперь на венгерскую компанию.

- В чем причина? В политике?
В проект заложены шиберные задвижки с перепадом давления 150-200 атмосфер. Такую арматуру могут делать только десять предприятий в мире – канадские, английские, немецкие. У нас их никто делать не может – ни Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры, ни MSA, ни венгерская DKG-EAST.

 - То есть требования к качеству завышены?
Нет. У нас всегда стояли шаровые краны. Проблема в среде. На Западе рабочие среды чистые, стоят фильтры. У нас среды очень грязные, фильтры ставить не принято. Перед каждой арматурой должен стоять фильтр, чтобы через нее шла чистая среда. У нас их не ставят.

- Так делают в целях экономии?
Не только. Такая система потребовала бы изменения проектов. Чтобы ввести в проект фильтр, нужно узнать, кто их делает, а их никто не делает. Это нелинейно. Поэтому приняли решение избавиться от шаровых кранов и поставить на их место шиберные задвижки.

 - Как заказ достался венгерской компании? Они специализируются на шиберных задвижках?
Когда-то был огромный арматурный завод компании "Газпром". В рамках программы Совета Экономической Взаимопомощи в Венгрии построили завод, который она потом забрала. Завод раскололся, было пять собственников, которые стали делиться дальше. Сейчас части завода принадлежат "Газпрому". Одна из частей заключила контракт на производство арматуры для "Транснефти".
По заводу много противоречивой информации. По некоторым источникам, его нет. Но арматура регулярно поступает в Россию. В Мюнхене я слышал, что арматуру делает другой арматурный завод. 

- Американская компания Cameron не может поставить арматуру?
Нет, они делают шаровые краны, а не задвижки. Производителей шаровых кранов сразу отбраковали. Если работу будет выполнять Cameron, получится очень дорого.
Дочерняя структура "Транснефти" купила чешский завод MSA. Предполагали, что он и сделает задвижки. Но у них возникли проблемы: во-первых, грязная среда, и, во-вторых, шиберные задвижки высокого давления у нас не отработаны. Нет опыта конструирования, серийного производства. Задвижек немного, но установка занимает месяц. Размером они с трехэтажный дом. Нужна приводная техника, антивандальные устройства.
Заказ сложный, и российские заводы не стремятся к сотрудничеству. Они загружены. Сейчас дефицит общепромышленной "упрощенной" арматуры. Задвижки – очень сложная арматура. Когда мы собирали группу специалистов, предлагались другие технические решения. Их применение для шиберных задвижек не даст результата.

- Кто разрабатывал проект с использованием задвижек? Проектный институт "Транснефти"?
Участвовали все институты "Газпрома". Решение не ставить фильтры было политическим. Трубопровод чистят специальным ершом, который стоит миллион евро. В связи с тем, что в шаровых кранах ерши ломаются, на них нужны огромные деньги. Чтобы сэкономить, избавились от ершей, решили поставить полнопроходную арматуру, то есть, только задвижки. В связи с тем, что обычная задвижка не выдержит давления, решили применить шиберную задвижку. Никто не выяснял, возможно ли это.
"Газпром" считает, что, если шаровый кран работает плохо, нужно ставить задвижку. Задвижки изобрели в начале 19 века, шаровый кран – в годы Великой Отечественной Войны.

- "Транснефть" сдвигает сроки на год для устранения проблем. Будет построен завод для проверки качества венгерской продукции. Как вы думаете, как будут развиваться события?
Найдут новый венгерский или румынский завод.

- То есть они взяли отсрочку?
Они берут отсрочку, чтобы переложить на кого-то эту проблему. Потом появится политическое решение заменить шиберные задвижки на шаровые краны. Появится множество заводов по производству шаровых кранов.
С привлечением специалистов проблему можно было бы решить за 3-4 месяца – найти конструкцию и завод, который может ее реализовать. Простаивают уральские заводы – "Станкомаш", "ЦКБА".


Выскажите мнение на нефтегазовом форуме oilforum.ru







Нефть и газ: инвестиции, поставщики, рейтинги