Главная » Мнения » Сергей Шатохин: Ситуация видимо может со временем поменяться после вступления в силу серии законов антикоррупционной направленности

Сергей Шатохин: Ситуация видимо может со временем поменяться после вступления в силу серии законов антикоррупционной направленности

04.04.2012

Сергей Шатохин17 апреля в Тюмени пройдет круглый стол "Пути формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг". Отраслевые эксперты, представители власти, а также руководители машиностроительных и сервисных предприятий обсудят наиболее острые вопросы ценообразования, нюансы закупочной политики госкомпаний, факты ценового демпинга со стороны недобросовестных поставщиков. Представители отрасли и эксперты уже начали высказываться по данной проблематике. Сегодня своим мнением на этот счет с Агентством нефтегазовой информации поделился наш эксперт, генеральный директор ЗАО Консалтинговая Компания "ПРЭФИШ" Михаил Шатохин.

- Михаил Сергеевич, на ваш взгляд, какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить добросовестных поставщиков, обеспечив им долгосрочные соглашения по относительно высоким ценам?
А что значит "относительно высокая цена"? Это экономическое обоснованное (т.е. рыночное) понятие или цена, обеспечивающая рентабельность неконкурентного на рынке предприятия? Иногда не цена, а потребительские качества продукции определяют выбор покупателя. А иногда даже не эти оба параметра, а наличие недорогого гарантийного послепродажного обслуживания делает поставщика наиболее привлекательным. В рыночных условиях изделия и услуги должны быть такими, какие дают лучшие экономические (финансовые) показатели при их использовании покупателями, а не такими, которые дают лучшие финансово-экономические параметры при их производстве. Тогда то, что производится всегда найдёт покупателя по цене, покрывающей все издержки производителя, в том числе и на накладные расходы. Что же касается работы госкомпаний в сфере закупок, то здесь ситуация видимо может всё-таки со временем поменяться после вступления в силу серии законов антикоррупционной направленности, которые сейчас дорабатываются администрацией Президента РФ. Из простых же мер я бы предложил внедрить в практику работы госкомпаний обязательное функционирование в их структуре так называемых конфликтных комиссий, где поставщики могут публично оспаривать состоявшиеся закупочные решения на предмет их обоснованности. Опыт деятельности таких подразделений в ТНК-ВР показывает достаточно обнадёживающую статистику поддержки экспертами комиссий жалоб поставщиков. Действенное значение в антикоррупционном механизме ТНК-ВР играет и прохождение предрегистрации, а также разработка и неуклонная реализация "прозрачных" корпоративных правил взаимодействия закупочных подразделений компании с любыми контрагентами, системное внимание к этому вопросу высшего руководства ТНК - ВР.

- Какие структуры должны осуществлять контроль за появлением фирм "однодневок", перехватывающих контракты на поставку оборудования и услуг у добросовестных контрагентов за счет демпинга цен?
Я думаю тут особенно ничего придумывать не надо. Это должно быть обязательностью организатора тендера, который обязан отследить время существования заявившейся на тендер фирмы, её производственный потенциал, обеспечивающий или не обеспечивающий возможность участия в выпуске требующейся заказчику продукции, пусть и в кооперации с другими профильными производствами. Понятно, что фирмы - "однодневки" не могут работать без банковской поддержки. Поэтому надо обязать банковский сектор предоставлять организаторам тендеров соответствующие справки о сроках деятельности данной фирмы, её текущих оборотах, кредитной истории. Если собранная информация показывает, что заявившаяся фирма берется явно не за своё дело, но, тем не менее, в дальнейшем допускается до участия в тендере, то опять же вопрос должен быть разобран на заседании конфликтной комиссии.

- Должно ли государство выступать гарантом защиты интересов отечественных машиностроительных и сервисных предприятий, закрепив за ними определенный объем закупок, осуществляемых госкомпаниями?
В ряде нефтегазодобывающих стран законом установлены правила, ограничивающие объёмы поставляемого иностранными компаниями оборудования и сервисных услуг, причем не только профильным госкомпаниям. Но чтобы это не было "медвежьей" услугой всему отечественному бизнесу, надо чтобы это ограничение действовало только при прочих равных условиях поставки продукции – услуг (цена-качество – послепродажный сервис) со стороны отечественных предприятий – иначе они сделают экономически неконкурентоспособной и базовую отрасль России.
 


Выскажите мнение на нефтегазовом форуме oilforum.ru







Нефть и газ: инвестиции, поставщики, рейтинги