Главная » Новости » Состоялось восемнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»

Состоялось восемнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»

11.03.2016

10 марта 2016 года в Москве состоялось восемнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть», участники которого обсудили альтернативные варианты транспортировки нефти (Северный морской путь, железнодорожные перевозки, автомобильные перевозки).

В работе Экспертного совета от ОАО «АК «Транснефть» приняли участие вице-президент Михаил Маргелов,  вице-президент Сергей Андронов, заместитель вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков Игорь Кацал, заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов  Владимир Назаров, начальник управления стратегического развития компании Расим Мингазетдинов.

Кроме того, в мероприятии участвовали советник  губернатора  Ямало-Ненецкого автономного округа Виталий Караганов, начальник отдела мониторинга и анализа ФКУ «Дирекция госзаказчика программ развития морского транспорта» Министерства транспорта РФ Роман Межлумян, директор Центра исследований в области энергетики бизнес-школы «Сколково» Алексей Хмельницкий, главный редактор нефтегазового журнала «ИнфоТЭК», председатель  подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Наталья Шуляр, а также ведущие отраслевые эксперты.

Выступая в ходе заседания совета, вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Сергей Андронов отметил, что в 2015 году, с учетом кризисных явлений в мировой экономике, значительно снизился объем переработки нефти (почти на 12 млн тонн) на НПЗ РФ, который был перенаправлен на экспорт. Даже с учетом этого фактора, профицит транспортных мощностей компании составляет порядка 54-55 млн тонн. Это позволяет сделать вывод о том, что даже в случае ограничения экспорта энергоресурсов через южное направление, этот объем может быть легко перенаправлен на другие маршруты транспортировки, отметил он. Сергей Андронов также добавил, что наибольшим профицитом обладает нефтепровод «Дружба».

Говоря о проектах, которые ОАО «АК «Транснефть» реализует с целью увеличения вариативности направлений поставок, Сергей Андронов выделил восточные проекты. Так, по его словам, проекты ВСТО-1 и ВСТО-2 позволят транспортировать к 2020 году в восточном направлении порядка 80 млн тонн, из них 30 млн тонн будет перенаправлено по маршруту  Сковородино - Мохэ на Китай, остальные 50 млн тонн - в направлении восточных НПЗ и порта Козьмино. При этом мощность Козьмино после реализации ряда специальных мероприятий может увеличиться до 36,5 млн тонн.

Кроме того,  новые инвестпроекты  – Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет позволят принимать нефть с месторождений Западной и Восточной Сибири. Причем нефтепровод Заполярье – Пурпе может транспортировать нефть как в западном (в случае необходимости), так и в восточном направлениях.

Сергей Андронов также рассказал о результатах анализа поставок нефти в 2015 году и планах на 2016 год, исходя из заявок нефтяных компаний. Так, в 2015 году по системе ОАО «АК «Транснефть» было поставлено порядка 481,5 млн т нефти - суммарно на НПЗ РФ и основные экспортные направления. План 2016 года по поставкам нефти несколько ниже, чем в 2015 году, однако с учетом заявочного принципа построения прогноза  он будет уточняться как по итогам первого квартала, так и в последующие периоды текущего года.

«Транснефть» старается реагировать на пожелания рынка и нефтяных компаний по диверсификации направлений своих поставок, чтобы предложить наиболее оптимальные направления транспортировки ресурсов на различные рынки, как на западном, так и на восточном направлении», - подчеркнул вице-президент.

Расим Мингазетдинов в ходе Экспертного совета представил доклад на тему «Анализ поставки нефти трубопроводным транспортом  по Северному морскому пути».

Он сообщил, что ОАО «АК «Транснефть»  рассмотрело предложение руководства Ямало-Ненецкого автономного округа по созданию Арктического маршрута экспорта в страны АТР нефти, добываемой в Западной Сибири в объеме до 40 млн тонн в год, которое связывают с завершением строительства морского порта Сабетта и созданием в Обской губе фарватера, обеспечивающего выход в море.

Расим Мингазетдинов  отметил, что компания считает нецелесообразной реализацию указанного проекта в ближайшей и среднесрочной перспективе по ряду причин.

Так, загрузка данного маршрута предположительно обеспечивается за счет сокращения экспорта нефти в западном направлении на 40 млн тонн. Для создания маршрута предлагается использовать в реверсном режиме существующую трубопроводную систему Западно-Сибирского региона и строящийся магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе. В дополнение предлагается построить магистральный нефтепровод Заполярье - Обская губа протяженностью более 400 км и морской нефтеналивной терминал с комплексом коммуникаций, обеспечивающих его круглогодичное функционирование.

По оценке ОАО «АК «Транснефть», капитальные затраты на реализацию проекта со строительством морского терминала на правом берегу Обской губы в районе пункта Тадебе-Яха составят около 344 млрд руб. без учета строительства подводного перехода до порта Саббета.

Расим Мингазетдинов подчеркнул, что в 2016 году ОАО «АК «Транснефть» вводит в эксплуатацию нефтепровод Заполярье – Пурпе, который обеспечит возможность приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений ЯНАО и севера Красноярского края с возможностью дальнейшей поставки, как в восточном, так и в западном направлении. Однако основное его предназначение – это транспортировка для заполнения нефтепровода ВСТО. К 2020 году объем транспортировки по ТС ВСТО составит 80 млн тонн в год.

Однако, отметил Расим Мингазетдинов, ресурсная база в Восточной Сибири не превышает 40 млн тонн в год, поэтому практически весь объем, который будет транспортироваться по МН Заполярье – Пурпе будет направлен в ТС ВСТО для обеспечения загрузки 80 млн тонн. «Таким образом, отвлечение этих объемов возможно  только за счет сокращения порядка 40 млн тонн поставок в западном направлении»,  - указал он.

Кроме того, реализация проекта «полностью изменит картину» в Схеме нормальных (технологических) грузопотоков, утвержденной Минэнерго РФ. Отвлечение  указанных объемов малосернистой нефти крайне негативно отразится на качестве нефти, в том числе поставляемой на НПЗ Российской Федерации. «Поэтому в настоящее время «Транснефть» считает, что в среднесрочной перспективе реализация проекта нецелесообразна», - заключил Расим Мингазетдинов.

При этом он особо отметил, что стоит разделять предложения по арктической транспортировке западносибирской нефти от проекта развития Северного морского пути в целом, реализация которого имеет государственное значение.

Вопрос экспорта российской нефти Северным морским путем необходимо рассматривать после начала освоения прогнозируемых к открытию месторождений в северной части ЯНАО и на шельфе южной части Карского моря с проведением расчетов экономической целесообразности реализации проекта, подчеркнул Расим Мингазетдинов.

В свою очередь, заместитель вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацал пояснил, что значительные сложности в реализации предлагаемого проекта связаны с методологической составляющей. Так, в отличие от газопроводной системы, в системе нефтепроводов транспортируется «широкая палитра» углеводородов, а не монопродукт, как, например, природный газ. Существующая Схема нормальных (технологических) грузопотоков предусматривает формирование сортов нефти в количестве более 20 для внутреннего рынка и 6 экспортных потоков. Поэтому любое серьезное перенаправление или отвлечение больших объемов повлечет за собой изменение качественного состава сортов нефти, которые уже сформированы. Игорь Кацал подчеркнул, что административно принять такое решение без изучения последствий компания не может. Необходимо проанализировать готовность российской переработки и экспортных направлений к возможному изменению качества.

В заключение заседания Экспертного совета Сергей Андронов подчеркнул, что как логистический маршрут Северный морской путь очень важен и его использование возможно для транзита грузов третьих стран, а также для перевозки грузов с газовых проектов, реализуемых в регионе.  Что же касается создания нового нефтяного маршрута в Арктике, то после тщательного и всестороннего анализа, по его мнению, можно рассмотреть возможность транспортировки части объемов с шельфа через систему «Транснефти». «Проект нужно считать очень взвешенно, потому что сейчас не время для сооружения инфраструктурных «памятников», чтобы они впоследствии простаивали», - заключил Сергей Андронов.

Источник:http://www.transneft.ru/newsPress/view/id/9772

 

Инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе
Подписаться на новости   |    Купить карту инвестиционных проектов   |    Разместить информацию на карте инвестиционных проектов
 


Выскажите мнение на нефтегазовом форуме oilforum.ru







Нефть и газ: инвестиции, поставщики, рейтинги