Главная » Новости » Александр Ерёмин: С 2010 года почти все крупные российские нефтяные компании существенно увеличили инвестиции в пепереработку

Александр Ерёмин: С 2010 года почти все крупные российские нефтяные компании существенно увеличили инвестиции в пепереработку

09.08.2011

ИК ФинамНа вопросы корреспондента Prom-oil отвечает старший аналитик по нефтегазовой и химической отрасли ИК "ФИНАМ" Александр Ерёмин

- Александр, вышли пресс-релизы, например, в газете "РБК daily" о том, что при проверке Ростехнадзором больших НПЗ были выявлены серьезные нарушения, которые повлекли за собой остановку отдельных блоков. Они могли нести угрозу для жизни людей. Вы могли бы прокомментировать ситуацию?
Если провести тщательную проверку, наверно, можно где угодно найти нарушения. Пару лет назад "Роснефть" сама призналась, что по добыче формально имеются нарушения лицензии примерно по 150 месторождениям. Невозможно уследить за всем. Думаю, по переработке такая же ситуация. Мало где можно найти идеальное состояние, чтобы все было в порядке, в соответствии с законодательством. Сейчас большие перерабатывающие заводы в России в большинстве старые, модернизация проводится ни шатко, ни валко. В частности, устаревают системы безопасности. Поэтому, на мой взгляд, нет ничего удивительного, что нашли нарушения. Я еще не совсем в курсе. Выезжали на какой-то конкретный завод?

- Нет, есть целый список. Больше всего нарушений было на Рязанском НПЗ. Было также написано, что приостановлен Московский НПЗ.
Я сейчас вспомнил, что на Московском в прошлом году было два пожара, причем два дня подряд: в один день один пожар, на следующий день еще один. Не знаю, насколько это говорит о беспечности менеджмента. Вроде идут инвестиции в тот же Московский НПЗ. Он публичный, его акции торгуются, поэтому у меня есть информация по его финансам. У них есть долгосрочная инвестиционная программа (на 10 лет), компания "Газпром нефть" собирается развивать его. Я думаю, на месте менеджеры среднего звена что-то недоглядели, поэтому возможны нарушения.

- Подписано соглашение о модернизации НПЗ с компаниями и ведомствами. Там установлены жесткие сроки, что к такому-то году модернизация должна быть закончена. Вы знаете о соглашении? Как вы к нему относитесь?
Конечно, я слышал. В феврале 2009 года В.В. Путиным была дана установка Правительству развивать вторичные перерабатывающие мощности на российских НПЗ. Начиная с 2010 года почти все крупные российские компании существенно увеличили инвестиции в переработку, причем именно во вторичную, по сравнению с 2009 годом. То есть объем перерабатываемой нефти почти не меняется, а меняется выход светлых нефтепродуктов.
Что не понравилось правительству? Почему решили сделать такое жесткое соглашение с компаниями? Думаю, апрельский топливный кризис поддал жару. Правительство озаботилось тем, что выпускается недостаточно автомобильного топлива. Свою роль сыграл локальный кризис, а не глобальные намерения правительства больше инвестировать в долгосрочной перспективе.

- Я процитирую. Владимир Владимирович говорит, что "надо вести постоянный мониторинг выполнения компаниями своих планов по развитию и обновлению производств. Причем эти планы должны быть закреплены в юридически обязывающих документах. В этой связи поддерживаю идею подписания юридически обязывающих соглашений между ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом с одной стороны и конкретными нефтяными компаниями – с другой". Некоторые аналитики отмечают, что соглашение – просто декларация о намерениях, которая не предусматривает санкций, и считают, что компании вряд ли будут придерживаться установленных в документах сроков.
Я не в курсе подробностей соглашения. Как все происходило с евростандартами топлива и с утилизацией попутного нефтяного газа? Изначально были поставлены жесткие сроки, потом ВИНКи начали лоббировать перенос сроков. Где-то, например, по евростандартам, им удалось оттянуть сроки.

- Требования контролирующих органов по НПЗ старые. В Европе уже давно другие, новые требования к строительству. Вы можете это прокомментировать? Вы согласны, что требования необходимо менять?
Сложно сказать. В ходе своего анализа я не углубляюсь в такие подробности. Что можно сказать, сравнивая европейские НПЗ и российские? Европейские гораздо более модернизированы, там больше глубина переработки, современнее оборудование, в то время как в России стоит старое оборудование. На мой взгляд, новые требования по безопасности нужно предъявлять именно к новому оборудованию. А к старому какие были разработаны, такие и подходят. Если российские НПЗ собираются применять новую установку, к ней нужно предъявлять новые требования. Усовершенствование требований безопасности должно идти вместе с модернизацией заводов.

- На конференции мы делаем акцент на проблеме управления инвестиционными проектами. Наверно, она ближе к вашей теме. Вы могли бы прокомментировать проекты, касающиеся строительства новых НПЗ?
"Роснефть" собиралась строить НПЗ в конечной точке нефтепровода ВСТО на Дальнем Востоке. Сейчас проект стал больше нефтехимическим. Чем он интересен? Будет построен большой комплекс по переработке нефти. Он будет географически выгодно расположен. С одной стороны, он будет близок к ресурсной базе, то есть трубе ВСТО, с другой стороны, близок к рынку сбыта – рынку стран АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), где транспортировка производится по морю. Проект должен быть успешным для Роснефти. Он долгосрочный, но в конечном итоге должен хорошо окупиться.
Компания "Татнефть" хорошо показала себя с вводом завода "Танеко". Значительно улучшились финансовые показатели по итогам первого квартала текущего года. Компания почти вышла в лидеры по рентабельности среди российских ВИНКов, причем вышла из аутсайдеров. Исторически так сложилось, что компании "Татнефть" и "Башнефть" добывали в России наименее качественную нефть, поэтому у них была самая низкая рентабельность среди российских ВИНКов. По последней отчетности "Роснефть" сильно потеряла в рентабельности. Она была лидером, а теперь вышла из лидеров, и новым лидером стала "Татнефть".

- Можете привести подобные примеры по проектам, которые относятся к модернизации НПЗ? Где-то уже есть результаты?
Принадлежащий "Башнефти" завод "Уфанефтехим" считается одним из наиболее модернизированных заводов России. У них очень высокий выход светлых нефтепродуктов и глубина переработки. Там работают установки очень глубокой переработки нефти. Они позволяют компании держаться среди лидеров по рентабельности. Мы можем наблюдать по финансам только 8 заводов, которые торгуются на бирже и раскрывают свои финансы публично. Среди них компания в лидерах по рентабельности. При этом на дальнейшие инвестиции идет небольшая доля доходов, потому что все, что можно было модернизировать, уже модернизировано. Компания платит большие дивиденды.

- Насколько важно грамотное управление инвестпроектами, когда речь идет о модернизации НПЗ? На что нужно обращать внимание?
Модернизация НПЗ значит, что, скорее всего, мы будем потреблять столько же нефти, но увеличится количество светлых нефтепродуктов. Не нужно искать новых поставщиков, но нужно искать новые рынки сбыта. Если есть планы по модернизации, нужно изучить рынки, на которых компания сбывает нефтепродукты. Если они насыщены и конкурентны, нужно думать об их расширении.
Например, "Башнефть"» сейчас наращивает количество АЗС. Причем, если раньше сеть АЗС была сконцентрирована в Башкирии, сейчас они рассматривают близлежащие регионы в радиусе, грубо говоря, 1000 км. Достаточно продуманная стратегия.

- Вы говорите, что нужно искать не поставщиков, а потребителей. Я видела сегодня видеоинтервью Саламбека Хаджиева, директора Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева. Он сказал, что рынки сбыта для отечественных продуктов надо будет еще поискать. Поскольку нас не очень ждут за рубежом, нужно будет проводить серьезную работу.
Да, за рубежом сейчас проблема с евростандартами, которые там уже высокие, а у нас еще на низком уровне. Наше топливо не всегда им соответствует.

- Допустим, модернизация произошла, и появились качественные продукты. Их надо куда-то сбывать.
Европа быстрее модернизирует свои стандарты, чем мы начинаем им соответствовать. Что касается внутреннего рынка, почти во всех густонаселенных регионах высокая конкуренция. Основным методом расширения рынков является покупка АЗС на новых рынках. Этот метод избрала "Башнефть". Она не строит новые АЗС, а покупает у других компаний. Преимущественно, конечно, не ВИНКов. Они заботятся о своей сети АЗС, чтобы она росла. Поэтому обычно ищут среди небольших компаний.

- Возвращаясь к управлению инвестпроектами, на что нужно делать акценты: на оборудование, на самоуправление?
На этот вопрос лучше ответил бы менеджер какого-нибудь НПЗ. Я могу рассуждать только на макроуровне.

НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБОТКА-2011


Выскажите мнение на нефтегазовом форуме oilforum.ru







Нефть и газ: инвестиции, поставщики, рейтинги