Главная » Новости » Газпром готовит "Газфлот" к продаже

Газпром готовит "Газфлот" к продаже

30.01.2012

ГазфлотПопытка создания собственного флота для освоения месторождений на шельфе признана "Газпромом" неудачной. Как стало известно "Московским новостям", в конце осени департаменту по управлению имуществом и корпоративным отношениям было поручено начать подготовку к продаже ООО "Газфлот", которое занимается геологоразведочными работами на шельфе и выступает заказчиком судов для нужд концерна. "Газфлот" даже не стали переименовывать в рамках кампании по ребрендингу дочерних структур, и теперь это единственная 100-процентная "дочка" газовой монополии, которая не содержит в названии слово "Газпром". В компании объясняют, что процедура переименования намечена на середину 2012 года. Но вполне вероятно, что к этому времени концерн уже избавится от ставшего ненужным актива.

Основным претендентом на "Газфлот" считается бизнесмен Аркадий Ротенберг, структуры которого около года назад приобрели у газового концерна за 4 млрд руб. компанию "Газпром бурение". Новая покупка позволит Роттенбергу значительно увеличить возможности по предоставлению сервисных услуг, что в условиях стоящих перед российскими госкомпаниями задач в сфере разработки месторождений в Арктике обещает неплохой синергетический эффект.  Для "Газпрома" это шанс отказаться от затрат, связанных со строительством и содержанием собственного флота. В соответствии с принятой концерном прошлой весной программой работ по освоению ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года в ближайшие десять лет "Газпрому" требуется четыре плавучие буровые установки, пять платформ, более 18 судов снабжения и 16 судов обеспечения в порту Териберка (для "Штокмана"), а также 13 танкеров для перевозки сжиженного природного газа.  Стоимость создания такого флота превышает $10 млрд. Это с учетом того, что часть дорогостоящих объектов — платформу для Приразломного месторождения, две полупогружные буровые для "Штокмана" и самопогружная буровая "Арктическая" для разведки на Приямальском шельфе — уже построена. До последнего времени в распоряжении "Газфлота" была одна буровая, два судна-снабженца ледового класса, три буксира, одно пассажирское судно и один танкер-заправщик.

Задача собрать всю инфраструктуру, обеспечивающую морскую деятельность "Газпрома" под одной крышей, оказалась непосильной. Проблемы со строительством собственного флота не только вина, но и беда "Газпрома" и "Газфлота", которые были вынуждены обеспечивать заказами полулежачие российские судостроительные заводы в рамках программы поддержки отечественного производителя в ущерб эффективности и качеству задолго до возникновения идеи о продаже "Газфлота".  Еще в начале 90-х для того, чтобы помочь "Севмашу", "Газпром" вместе с "Роснефтью" начал финансировать строительство платформы для разработки Приразломного месторождения. В общей сложности ее готовили к эксплуатации более 15 лет. В 2007 году "Газфлот" заказал на Выборгском судостроительном заводе, который перешел под контроль акционеров банка "Россия", в том числе Николая Шамалова, близкого знакомого Владимира Путина, две первые полупогружные буровые платформы для Штокмановского месторождения. Стоимость заказа "под ключ" составила 59 млрд руб., хотя было известно, что завод не в состоянии выполнить эту работу самостоятельно. В итоге в Выборге сварили только плавучие понтоны для платформ, монтаж палубного оборудования проводили на корейской верфи. На выполнение заказа потребовалось четыре года. К тому же "Газпрому" пришлось в 2011 году доплатить 2,8 млрд руб. для завершения работ в связи с курсовыми колебаниями.

Для сравнения: в начале 2011 года Seadrill купила две глубоководные буровые, аналогичные штокмановским, всего за $1,2 млрд. Срок строительства каждой из них составил два года. Более того, в процессе выяснилось, что из-за привлечения иностранных субподрядчиков ввоз готовых платформ обратно в Россию облагается таможенной пошлиной.  По информации "МН", Выборгский судостроительный завод просил "Газпром" доплатить 12 млрд руб. на растаможку, однако концерн отказался, сославшись на то, что заказывал платформу у российского производителя. В мае прошлого года Владимир Путин подписал распоряжение, которое освободило Выборгский судостроительный завод от уплаты пошлины на ввоз в Россию. Но владельцам завода не повезло. К тому времени уже функционировал Таможенный союз, и добиться такой же льготы от правительств Казахстана и Белоруссии не удалось.

Чтобы сдать "Газфлоту" первую из платформ в сентябре 2011 года, заводу пришлось привлечь кредит Газпромбанка объемом 4,7 млрд руб. Однако вернуть он смог только 1 млрд руб. После этого банк обратился в суд, а акционеры завода сейчас близки к тому, чтобы продать его государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая сформировала монополию на заказы российских госкомпаний. С ОСК у "Газфлота" тоже имеется печальный опыт сотрудничества. Для поддержания на плаву Амурского судостроительного завода, перешедшего под контроль госкорпорации, "Газпром" передал ему в конце 2009 года заказы на строительство двух судов-снабженцев стоимостью 6,4 млрд руб. и перечислил аванс в 2 млрд руб. Сегодня на заводе введено внешнее управление (ОСК инициировала процесс банкротства), а график работ над судами не выполняется даже на 50%.

Однако корпорация рассчитывает получить заказы на все суда, которые потребуются для реализации новых проектов в сфере сжиженного природного газа (СПГ) стране. "В целях максимального обеспечения участия Российской Федерации строительство и интеграцию всех газовозов для "Штокмана" и "Ямал СПГ" планируется осуществить на новых верфях ОСК", — сообщили "МН" в компании.  Правда, работать теперь придется не с "Газпромом", а с "Совкомфлотом". Концерн отказался от идеи создания собственного флота газовозов. В середине 2010 года концерн подписал с другой госкомпанией — "Совкомфлот" — соглашение о сотрудничестве по вопросам организации морской транспортировки СПГ со Штокмановского месторождения. На базе этого документа "Совкомфлот" заказал на корейской верфи два газовоза на сумму около $400 млн и имеет опцион еще на два таких же судна.

Процесс предпродажной подготовки "Газфлота" несколько замедлился из-за кадровой зачистки, которая случилась в "Газпроме" 30 декабря. В частности, была уволена начальник департамента по управлению имуществом Ольга Павлова. Однако с ее преемницы, Елены Михайловой, задачу по "Газфлоту" никто не снимал.


АНГИ


Выскажите мнение на нефтегазовом форуме oilforum.ru





Каталоги для нефтяников и газовиков


База поставщиков нефтегазового комплекса
информация о партнерах нефтяников и газовиков